.
Интернет-портал по истории и генеалогии

Новости истории, археологии, культуры и искусства:
120 лет назад усадьба Василия Поленова была открыта для широкого посещения

120 лет назад усадьба Василия Поленова была открыта для широкого посещения

13 ноября 2012 года
Знаменитый русский художник Василий Поленов говорил «Искусство должно давать счастье и радость». Он не только сам создавал такое искусство, но считал своей миссией сделать его близким, понятным и доступным народу. Это желание привело однажды к созданию музея – первого в истории России – народного. Сегодня исполняется 120 лет со дня основания легендарного «домика над Окой». За более чем вековую историю он переживал разные времена.

Первый вариант своей знаменитой картины «Христос и грешница» Поленов написал в 1885 году, причем углем. Два года спустя вариант в масле купит император Александр Третий за 30 тысяч серебряных рублей. Этих денег Поленову хватит, чтобы на высоком берегу Оки построить свой музей.

Художественный музей для народа – вдали от столиц – было давней мечтой Василия Дмитриевича. В то время было ему почти пятьдесят. Он знал, что вряд ли увидит посаженные им деревья большими, вряд ли узнает – как сложатся судьбы крестьянских детей, для которых он построил две школы, организовал при музее ремесленные мастерские, театральную студию. Но Поленов верил в то, что его семья, его дети не бросят мечту без присмотра.

«В этой комнате у нас продолжение традиций, – рассказывает главный хранитель музея Екатерина Герасимова. – Новогодние спектакли, как было заложено при жизни Поленова, сцена, где у нас висят декорации, причем все это – костюмы, декорации, все это делаем мы сами. Все наши сотрудники, вот сейчас, со второй половины ноября, детишки прибегут к нам».

Сохранять музей все эти годы было непросто. Его первым директором стал сын Поленова Дмитрий Васильевич. Выпускник МГУ, ученый-биолог, он откажется от научной карьеры по просьбе отца и всю жизнь посвятит Поленову. Спустя годы, попросит своего сына Федора взять музей в свои руки. Офицер флота, Федор оставит море и станет следующим директором музея Поленова.

«Не говорить о Федоре Дмитриевиче Поленове – это просто грех, потому что именно за те годы, что он был директором, музей стал заповедником, – отмечает старший методист Историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д.Поленова Елена Каштанова. – И главное, что художественная жизнь в музее – никогда не прекращалась».

К 120-летнему юбилею в Поленове открыли выставку с объясняющим все названием: «Они сохранили музей». Кроме того, все потомки художника обладали своими талантами – в небольшом зале фахверка – рисунки дочерей, куклы, сделанные своими руками для детских спектаклей и даже карикатуры, которые рисовала младшая дочь Василия Поленова Наталья в непростые моменты истории музея – например, когда часть дома арендовал под дом отдыха Большой театр.

«Это как раз большой дом – натирают полы в кабинете, играют фокстрот, а директор Большого театра Елена Малиновская изгоняет фокстрот из Поленова, – поясняет Елена Каштанова. – И таких иллюстраций большое количество у Натальи Васильевны – мне иногда кажется, что в такого рода карикатурах она некоторое свое раздражение и неприятие все-таки выплескивала».

Сегодня в Поленове по-прежнему работают художественные мастерские, ставятся детские спектакли, проводятся новогодние елки. Музейная и арт-терапия, летние мастер-классы для художников – жизнь вокруг музея не замирает ни на минуту.

Еще одним директором и ангелом-хранителем Поленова долгие годы была Наталья Грамолина, жена Федора Поленова. Юбилейные дни для нее – не только повод говорить о победах, но и о проблемах, которых немало. Одна из основных – целостность территории заповедника и сохранение его пейзажей. Пионерский лагерь с не проясненными собственниками на его территории – потенциальное место для строительства коттеджного поселка. А еще – песчаный карьер на противоположном берегу – в Калужской области – давно закрытый согласно всем документам, продолжает функционировать и портит заповедный пейзаж.

«Я беру только зону памятника, зону заповедника, без которой сам дом Поленовский существовать не может, – говорит Наталья Гермолина. – Мы же не брали в заповедник очень много земли. Мы ограничили его картинами Поленова. В одну сторону – это “Золотая осень”. В сторону Тарусы – это знаменитая поленовская картина “Стынет”. Вот это мы взяли и все. Но без этого невозможно понять красоту пейзажа и сам посыл Василия Дмитриевича Поленова к созданию этого дома. Почему именно это место? А ведь это абсолютный символ России, русского пейзажа, если хотите, даже русского характера».

Сегодня семейную эстафету по сохранению музея и пейзажа – как его неотъемлемой части – приняла правнучка Поленова – Наталья. Обучившись музейному делу во Франции, он вернулась в родовое гнездо. В ближайших планах – создание Художественного центра в соседнем селе Страхово, развитие экологического туризма. Только что закончен новый сайт Поленово. Расширяется штат сотрудников.

«Я хочу, чтобы приходили люди, которые хотят работать в музее Поленове, – говорит Наталья Поленова. – Потому что видят то, что это перспективное место, очень важное место для русской культуры, и что здесь очень много можно сделать, много сделать интересного».

Кроме планов, есть еще и мечты, которые удивительно похожи на те, что были у Василия Поленова более ста лет назад – дать русской провинции свои культурные центры, ничем не уступающие столичным.

Справка:
Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927), русский живописец. Народный художник Республики (1926). Учился у П. П. Чистякова и в петербургской АХ (1863-71). Преподавал в МУЖВЗ (1882-95); среди учеников - И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов и др. Пенсионер АХ в Италии и Франции (1872-76), писал исторические сценки в духе П. Делароша ("Право господина", 1874, ГТГ). В России примкнул к передвижникам (с 1878). Продолжая традиции лирического пейзажа А. К. Саврасова и Ф. А. Васильева, передавал тихую поэзию и красоту скромных уголков русской природы, связанных с повседневной жизнью человека, добивался свежести колорита и естественной убедительности мотива, привнёс в картину живую непосредственность этюда ("Московский дворик", 1878, "Заросший пруд", 1879, - обе в ГТГ). Обращаясь к евангельским сюжетам, Поленов стремился обновить их рутинную академическую трактовку заострением нравственной проблематики ("Христос и грешница", 1886-87, ГТГ), пейзажной или жанровой окраской. С середины 80-х гг. придавал образам родной природы эпическое звучание, монументальность и своеобразную декоративность ("Золотая осень", 1893, Музей-усадьба имени В. Д. Поленова, Поленово). Большое внимание Поленова к проблемам пленэра, привнесение им в пейзажный жанр, или лирико-ассоциативного начала, понимание этюда как самостоятельного художественного произведения, его педагогическая деятельность оказали большое влияние на дальнейшее развитие русского пейзажа. В 1905 вместе с В. А. Серовым направил в Совет петербургской АХ протест против расстрела рабочих 9 января. Много работал также в области театрально- декорационной живописи, играл видную роль в художественной и общественной жизни Москвы. В своей усадьбе Борок (с 1931 - Поленово, ныне в Тульской области) создал художественный музей (в 1939 передан родственниками Поленова государству).
13 ноября 2012 года
Источник информации - tvkultura.ru

Закладки

| Еще