.
Интернет-портал по истории и генеалогии

Новости истории, археологии, культуры и искусства:
Жизнь и творчество Достоевского - в экспозиции Литературного музея

Жизнь и творчество Достоевского - в экспозиции Литературного музея

15 июля 2013 года
В столице, в Нарышкинских палатах Высоко-Петровского монастыря, главном здании Литературного музея, открылась выставка, тема которой – жизнь и творчество Достоевского. Фраза в названии - «Всё мною собранное» - звучит от лица супруги писателя. Извлечь действительно внушительный багаж наследия Фёдора Михайловича посчитали необходимым в дни симпозиума Международного общества Достоевского. Его участники получили уникальную возможность увидеть и прочувствовать свидетельства той эпохи.

«Все мною собранное» – за этой короткой строкой из дневников Анны Достоевской – кроется более 5 тысяч предметов, связанных с именем ее мужа, для которого она была не просто женой – секретарем, стенографисткой, издательницей, собирательницей его наследия. На нынешней выставке – по причине нехватки места – представлено около 200 экспонатов.

«Она собирала абсолютно все, что с ним связано, шла по его следам, не разлучалась с ним ни на минуту даже после его смерти. Это материализованная летопись Достоевского», - объясняет автор выставки Генриетта Медынцева.

На этом фото – Анна Достоевская, уже в возрасте, снята в окружении вещей, многие из которых можно увидеть на выставке. Диван, на котором сиживал Федор Михайлович, множество фотографий, связанных с вехами жизни писателя: фото умершего сына, дома, в которых семья останавливалась в Европе, портреты друзей, иллюстрации к книгам. Отдельная витрина посвящена женскому кругу общения Достоевского. Вот полотенце – подарок от поклонниц таланта. Напротив – сиреневая погребальная лента со знаменитой надписью: Каторжнику-пророку Достоевскому – от учеников. В соседней витрине – фантик от конфеты с изображением писателя. Оказывается, были в России и такие сладости. Посмертная маска Федора Михайловича работы скульптора Бернштама. Он же сделал бюст Достоевского. Анна Григорьевна хотела видеть его как надгробие, однако официальный конкурс выиграл другой мастер.

«Анна Григорьевна очень сокрушалась, но здесь ничего нельзя было поделать. Вы можете на этой выставке увидеть посмертную маску, которой она была очень довольна. Ей казалось, что он такой живой, он заснул и спит счастливый», - отмечает Генриетта Медынцева.

Анна Григорьевна не просто сохранила все, чего прямо или косвенно касался Достоевский. Она создала первый музей писателя. Члены Международного общества Достоевского, которые в эти дни собрались в Москве, на родине классика, не упустили шанс увидеть хоть небольшую часть коллекции. Парадоксально, но все 14 предыдущих симпозиумов Международного общества Достоевского проходили вне России.

«Тут все совпало. Международный конгресс – это приезд в Москву многих десятков ценителей, а для нас это повод, наконец, показать сокровища, которые находятся в фондах музея», - считает директор ГЛМ Дмитрий Бак. Извлеченные из фондов всего на месяц – столь старые документы нельзя дольше подвергать воздействию света.

«Анна Григорьевна - совершенно потрясающий бизнес-менеджер. От нее не ускользала ни одна мелочь, и она вносила порядок в довольно хаотичную жизнь Достоевского. Если бы ни она, мы бы много о нем никогда не узнали. К тому же Анна Григорьевна понимала, что главное для Достоевского – стабильность. И она создала ему эту стабильность – домашнюю, экономическую», - объясняет Дебора А. Мартинсен.

Достоевский не любил, когда говорили «прощай». Предпочитал «до свидания». Об этом рассказывает рукописная надпись в конце страницы одного из его романов, сделанная рукой Анны Григорьевны. Женщины, уверенной, что потомки прочтут даже случайные ремарки, связанные с именем Федора Достоевского.



Справка:
Достоевский Федор Михайлович Достоевский (1821—81), рус. писатель. Творчество Д. было посвящено глубочайшим религ.-нравств. проблемам. Непосредственно на библ. сюжеты Д. не писал, но тема Свящ. Писания присутствует во мн. его произведениях. Уже в первом крупном романе Д. "Преступление и наказание" еванг. рассказ о четверодневном Лазаре соединяет "разбойника и блудницу", как бы символизируя одну из гл. мыслей автора: воскресение души, погибающей после сознательного попрания библ. заповеди "Не убий". Это возрождение — медленный и трудный процесс. В эпилоге романа Раскольников все еще стоит на распутье, но уже предчувствуется его "постепенный переход из одного мира в другой, знакомство с новою, доселе совершенно неведомою действительностью". Залог перехода — Евангелие. Хотя, находясь в ссылке, Раскольников его еще не раскрывал, оно лежит у него под подушкой как напоминание и обетование.
15 июля 2013 года
Источник информации - tvkultura.ru

Закладки

| Еще