.
Интернет-портал по истории и генеалогии

История храмов, монастырей:
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Спасо-Преображенский собор, XVI век

Спасо-Преображенский собор, XVI век

Надвратная Благовещенская церковь (первая половина XVII века)

Надвратная Благовещенская церковь (первая половина XVII века)

Звонница (XVI-XVII вв.)

Звонница (XVI-XVII вв.)

Успенская церковь (1525 год)

Успенская церковь (1525 год)

Примыкающие к Успенской церкви трапезная и палаты архимандрита (XVI-XVII вв.).

Примыкающие к Успенской церкви трапезная и палаты архимандрита (XVI-XVII вв.).

Никольская больничная церковь (1669 год)

Никольская больничная церковь (1669 год)

Помещения, бывшие тюрьмой.

Помещения, бывшие тюрьмой.

Мемориальная доска, посвященная декабристу Федору Петровичу Шаховскому.

Мемориальная доска, посвященная декабристу Федору Петровичу Шаховскому.

Братский корпус (XVII в.)

Братский корпус (XVII в.)

Главная проездная башня

Главная проездная башня

Главная проездная башня - высота 22 метра

Главная проездная башня - высота 22 метра

Внутри монастырских стен

Внутри монастырских стен

Каменный крест над могилой Дмитрия Пожарского

Каменный крест над могилой Дмитрия Пожарского

Усыпальница Пожарских

Усыпальница Пожарских

Первое упоминание летописи о Спасо-Евфимиевом монастыре относится ко второй половине XIV века. Монастырь был основан в 1352 году. Его основателем считается суздальско-нижегородский князь Константин Васильевич. Монастырь был основан как мужская обитель святого Спаса и первоначально назывался Спасо-Преображенский. Позднее, в 1511 году, монастырю было присвоено имя его первого игумена, причисленного к лику «святых» - Евфимия.

Своими мощными розово-красными кирпичными стенами и башнями, обилием сохранившихся каменных построек, размерами монастырь производит впечатление самостоятельного древнерусского города. «Стоит красуяся своими строениями, яко град», - сказал о монастыре первый суздальский историк Ананий Федоров. Раскинулся монастырь на высоком левом берегу реки Каменки, во время своего основания монастырь находился за чертой города и был важной крепостью - форпостом. Первоначально оборонительные сооружения монастыря были деревянными. Во времена разорения Суздаля поляками они сгорели. Ныне существующая каменная стена протяженностью 1200 метров с двенадцатью башнями, судя по историческим документам, была воздвигнута в 60-х годах XVII века.

Спасо-Евфимиев монастырь пережил все невзгоды польско-литовской интервенции, поэтому при постройке каменных стен было обращено большое внимание на их оборонные качества: об этом свидетельствует большое количество бойниц в башнях и пряслах стен и сами стены, установленные по всем законам военно-инженерного искусства. Южный фасад монастырской ограды обращен к городу. Здесь установлена 22-х метровая четырехгранная проездная башня, арочные пролеты которой служат входом в монастырь.

За воротами проходной башни расположена Благовещенская надвратная церковь (XVII в.), нижняя часть которой, подобно крепостным воротам, имеет две арки прохода. В настоящее время ворота не функциональны. Раньше к ним примыкали деревянные стены внутреннего ограждения монастыря: Спасо-Евфимиев монастырь имел два оборонных пояса - внешний и внутренний. Из-за многократных перестроек церковь не сохранила свой первоначальный облик.

Основное архитектурное ядро монастыря сложилось в XVI веке, образовав чуть вытянутую центральную площадку, северную часть которой занимает Спасо-Преображенский собор, справа от него монастырская звонница, за ней братский корпус, где располагались кельи монахов, слева от собора находится Успенская трапезная церковь и корпус жилых покоев архимандрита. Позднее были пристроены Никольская больничная церковь (1669), монастырская тюрьма (1764).

Спасо-Преображенский собор, является главным храмом монастыря. Собор имеет два придела: Сергея Радонежского (1865 г.) и Евфимиев (1507-1511). Приделами называются боковые маленькие храмики, пристроенные к большому главному собору и имеющие свои престол и алтарь. В православной церкви нельзя было служить литургию на одном и том же престоле два раза в день, и для дополнительных служений использовались престолы приделов.

Обычно при строительстве храма строилось его основное здание, а затем возводились приделы. Но история сооружения Спасо-Преображенского собора показывает собой явление обратное. Первоначальным ядром современного Спасо-Преображенского собора был живописный придел, ныне примыкающий к юго-восточному углу храма. Он закладывался, как самостоятельный храм Спаса и был воздвигнут в 1507-1511 гг. над местом погребения первого игумена монастыря Евфимия (по старинной традиции над могилой святого человека сооружали церковь или часовню). Потом, в 1525 году, появилась Успенская трапезная церковь и в конце XVI века - монастырская звонница. И только в 1594 году к маленькому храму Спаса было пристроено большое здание, ставшее собором, а первоначальный храм превратился в придел, освященный во имя Евфимия.

Архитектурное исполнение Спасо-Преображенского собора традиционно: формами и декором он повторяет белокаменные храмы Владимиро-Суздальской школы зодчества XII-XIII веков. Возведя собор по древнему образцу, зодчие опоясали его старинным орнаментом - аркатурным поясом с колонками. Три пилястры (вертикальных выступа в стене, повторяющих все части и пропорции колонны), выполняющие декоративную функцию, разделяют широкие стены собора на 3 прясла и переходят вверху в полукружье закомар (полукруглых или килевидных завершений части стены). Завершено здание собора перекрытием на четыре ската и увенчано пятью мощными главами луковичной формы на барабанах с узкими щелевидными окнами.

Первоначально собор имел три притвора, которые в XVIII веке объединили галереей. В1865 году, как бы для симметрии, к северному фасаду собора был пристроен новый придел в честь Сергия Радонежского. Последние перестройки и дополнения сильно изменили первоначальный облик собора: нижняя часть увеличилась и собор смотрится приземистым и несколько расплывшимся. Интерьер храма архаичен: четыре широко расставленных мощных столба и глубокие алтарные абсиды (выступы). Внутреннее пространство собора хорошо освещено и впечатляет своей широтой и холодной представительностью. В 1689 году интерьер храма был обогащен фресками. Роспись собора выполнила артель костромских мастеров, возглавляемая Гурием Никитиным и Силой Савиным. Фрески XVII века были подновлены в 1865 и в 1877 годах: ремесленники XIX века не придумали ничего нового и писали по сохранившимся старым фрескам, загрязняя первоначальные работы истинных мастеров. В настоящее время авторская живопись XVII века освобождена от плотного слоя грубой записи и хорошо видна. Она похожа на узорочье ковра: отдельные изображения тесно соприкасаются друг с другом и ничем не разделены. Для опознания того или иного сюжета мастера снабдили их пространными надписями.

Выполнена роспись в четыре яруса. Три верхних яруса представляют собой сюжеты на тему земной жизни Иисуса Христа, фрески нижнего яруса рассказывают о деяниях апостолов. В Евфимиевом приделе также имеются фрески. На северной стороне придела находятся фрески, иллюстрирующие житие Евфимия, написанное суздальским монахом Спасо-Евфимиевого монастыря Григорием. Один из сюжетов росписи - освящение места под закладку монастыря: на ней изображены епископ Иоанн Суздальский, заказчик храма князь Константин и сам Евфимий, а на горизонте, вдали, виднеется Суздаль. Во второй половине XVII века в церковной живописи стали использовать сюжеты, не только библейской тематики, но и увиденные в жизни самим художником или являющиеся реальным историческим событием: произошло так называемое «обмирщение» искусства.

Расположенная слева от собора звонница является редким памятником архитектуры XVI-XVII веков (звонница - это сооружение в виде стены с пролетами в верхней части для подвешивания колоколов). Это сооружение объединяет в себе несколько разновременных построек. Первоначально в монастыре была возведена церковь Иоанна Предтечи «Под колоколы», построенная в виде мощного девятигранного столпа. В 1592 и в 1609 годах по колоколу жалует монастырю служилый дворянин Д.И. Черемисинов. Для них пристраивается галерея в один пролет - одна арка звона. В 1618 году жалует монастырь двумя колоколами Дмитрий Пожарский - пристраивают еще две арки звона. Результатом такого поэтапного строительства стала архитектурная композиция из столпообразного объема и трехпролетной галереи для колоколов. В XVII веке звонницу завершила палатка - «часозвоня», увенчанная маленьким шатром. На «часозвоне» размещались колокола, отбивавшие время на часах. В 1930-х годах все колокола с монастырской звонницы были сняты на «нужды государства». Колокола, которые находятся в настоящее время на звоннице, были собраны по всей Владимирской области в 1980-е гг.

С монастырем связан ряд исторических событий. Сюда перед решающим сражением за Москву приезжал помолиться Всевышнему и «проститься у родительских гробов» князь Дмитрий Пожарский, возглавивший народное ополчение против польско-литовских интервентов. Пожарский принадлежал к древнему роду суздальских князей, получивших за большие вклады и пожалования место для родовой усыпальницы на территории монастыря. В 1642 году Пожарский был захоронен в родовой усыпальнице, в 1885 году над его могилой установлен памятник-часовня, разрушенный в 1930 году. Современное надгробие установлено в 1974 году. В пятидесятые годы XX века у входа в монастырь на фоне башни был установлен бюст Пожарскому.

В 60-е годы XVIII века по указу Екатерины II в монастыре под видом крепости «для безумствующих колодников» была организована секретная тюрьма с официальным названием «арестантское отделение». Она существовала до 1907 года. В 1918 году монастырь был закрыт ликвидационной комиссией. С 1923 по 1932 годы на территории монастыря располагалась суздальская тюрьма особого назначения (СТОН).

С лета 1940 года по июнь 1941 года на территории монастыря находились интернированные чехи. С 1943 по 1946 годы в монастыре находился лагерь для военнопленных немцев, среди которых были офицеры штаба 6 гитлеровской армии, которой командовал генерал Паулюс, взятые в плен под Сталинградом. Сам генерал Паулюс после недолгого пребывания в лагере был переведен в Чернцы. С послевоенных лет и до конца 60-х годов XX века в монастыре находилась детская колония. В конце 60-х архитектурный комплекс Спасо-Евфимиевого монастыря был передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. Решением XVI сессии Комитета Всемирного наследия при ЮНЕСКО в 1992 году комплекс памятников Спасо-Евфимиевого монастыря города Суздаля включен в Список Всемирного наследия.

Успенская трапезная церковь


К юго-западу от Спас-Преображенского собора находится шатровая Успенская церковь Спасо-Евфимиевого монастыря (1525 г). Церковь представляет собой национальный тип храма, в котором русские зодчие полностью отошли от византийской крестово-купольной системы: покрытие церкви выполнено в виде шатра. Это один из самых ранних памятников каменного шатрового зодчества на Руси. Венчает церковь изящная главка, крытая лемехом деревянной осиновой черепицей.

Храм выходит на площадь соборного двора своей восточной стороной, к которой примыкает высокая граненая пристройка алтаря - абсид. К юго-западному углу церкви примыкает Деомидовский придел - маленький, точно игрушечный храм, украшенный кокошниками. Над ним возвышается маленькая главка. С западной стороны к Успенской церкви примыкает Трапезная палата - помещение, где монахи принимали пищу все вместе. Монастырская трапезная устроена на подклете. Здесь внизу размещались кухня, кладовая, хлебня, приспешня, мучная палата и другие помещения. В хлебне пекли хлеб, а в приспешне - пироги. О монашеской трапезе заботилось особое лицо - келарь. Им читались молитвы при разведении огня и приготовлении пищи. Келарня примыкала к трапезной палате с северной стороны. В келарне хранилась посуда: медные и оловянные тарелки, «кандея булатная» - блюдо, удар по которому служил сигналом к началу трапезы. Трапезный зал находился на втором этаже. Здесь происходила общая трапеза монастырских братьев. Перед трапезой произносили молитву, никто не мог прикоснуться к еде, пока не начинал есть сам игумен. Блюда, подаваемые во время трапезы, назывались «варево» (похлебка, суп) и «сочиво» (каша). Завтрака в монастыре не было: после работ и долгой утренней молитвы шли сразу к обеду. В праздничные дни подавалось третье блюдо - пироги, мед, икра, фрукты, ягоды. Праздничное угощение называлось «утешением».

Внешние украшения трапезной палаты немногочисленны. Западный фасад состоит из зубчиков и балясин, украшен карнизом, симметрично расположенными окнами. Свой первоначальный вид второй этаж трапезной палаты не сохранил из-за многочисленных перестроек в XIX веке. Первый этаж имеет свой первоначальный облик - одностолпное сводчатое помещение. При реставрации в трапезной были обнаружены фрагменты настенной росписи конца XVI-XVII веков.
Источники: 1. Путеводитель по Суздалю
Дата публикации - 18.07.2010

Закладки

| Еще