Ономастика:
Теонимика
Теонимика
Теони́мика — раздел ономастики, изучающий теонимы (собственные имена божеств) в плане их системной организации, функционирования, эволюции, этимологии, а также в их связях с другими разрядами собственной и нарицательной лексики. Еще в 1886 году вышла книга Г. Узенера «Götternamen», в которой мифология рассматривается через имена мифологических персонажей; ее название, переводимое как «Имена богов», соответствует современному термину теонимия. Однако даже в 1965 году, по замечанию Н. В. Подольской, термин теонимика вызвал много возражений при обсуждении на заседании Топонимической комиссии МФГО. Ю. А. Карпенко в 1974 году отметил, что ономастическое изучение теонимии все еще пребывает в эмбриональном состоянии. Фактически и в настоящее время теонимика остается по преимуществу декларативным разделом ономастики. Для выделения теонимики в отдельную дисциплину прежде всего следует решить вопрос о том, имеет ли она свой особый объект изучения в ономастической лексике.
В общем виде проблема имен вымышленных персонажей была поставлена в рамках логицистического подхода Б. Расселом и Г. Рейхенбахом, которые исходили из того, что каждое имя собственное должно иметь десигнат (обозначаемое). Поскольку у мифологических персонажей десигната как реального объекта действительности не наблюдается, то их имена не могут быть собственными. Б. Рассел вообще отказывает таким словам как в каком-либо смысле, так и в статусе имени. Г. Рейхенбах, примиряя противоречие, вызванное тем, что такие слова существуют реально, вводит, помимо собственных и нарицательных, понятие еще одного класса имен — «имена вообще», only names.
Следует согласиться с Е. Гродзинским, который, анализируя эти позиции, утверждает, что семантическая классификация языковых фактов не может зависеть от факта существования во внелингвистической действительности объекта, обозначаемого данным языковым выражением, и что носители языка вообще могут иногда ошибаться на этот счет. Как аргумент в пользу этой позиции можно привести остроумное замечание С. Лема по сходному поводу: ангелы существуют, но не так, как существуют табуретки или даже облака. Принципиально важно для теонимики, что как Б. Рассел, так и Г. Рейхенбах фактически выделили имена мифических персонажей в особый класс слов — либо «не-имя», либо «имя вообще».
Другого типа возражения против выделения теонимов в отдельную лексическую группу можно встретить у некоторых лингвистов. Так, М. И. Привалова причисляет имена божеств к антропонимам — именам человека, лица. Однако в таком случае имена звероподобных божеств следовало бы, наверное, отнести к кличкам животных (зоонимам), солярных — к названиям звездного неба (астронимам или космонимам) и т. п. Подобное преувеличение лишь показывает, что нет знака равенства между человеческим коллективом и его пантеоном: это два смежных явления, из которых второе является как бы преломленным отражением первого. На этом основании выделяют мифонимию как своеобразный сектор ономастического пространства, который создан наподобие реальной его части и в котором особое место принадлежит теонимии и демононимии. Объектом изучения теонимики является целый комплекс вопросов, главные из которых — достоверность сведений о конкретных именах и названиях мифологических персонажей; статус собственного или нарицательного каждого из таких именований в разных диалектных и этнических зонах; взаимосвязи собственного и нарицательного в теонимии; взаимосвязи теонимии и антропонимии, функциональные отличия теонимов и антропонимов; выявление системных отношений в плане этимологии мифологических именований. Из смежных дисциплин теонимика прежде всего связана с антропонимикой, топонимикой, историей языка и диалектологией, мифологией, фольклористикой, этнографией, историей религии, историей и археологией.
Рассматривая мифологическую лексику под специфическим углом зрения ономастики, теонимика позволяет часто по-новому увидеть уже известные явления и, оставаясь самостоятельным разделом ономастики, может оказать существенную помощь другим наукам.
Литература:
1. Карпенко Ю. О. Про критерiї подiлу власних i загальних назв // Повiдомлення Украiнської ономастичної комiсiї if. Вип. 10. Київ. 1974.
2. Подольская H. В. О развитии отечественной топонимической терминологии // Развитие методов топонимических исследований. М., 1970.
3. Привалова М. И. Собственные имена и проблема омонимии // Вопросы языкознания. 1979. № 5.
4. Суперанская А. В. Общая теория имени собственного. М., 1973;
5. Grodzinshi Е. Zarys ogolnej teorii imion wtasnych. Warszawa, 1973.
6. Usener H. Götternamen. Bonn, 1886.
В общем виде проблема имен вымышленных персонажей была поставлена в рамках логицистического подхода Б. Расселом и Г. Рейхенбахом, которые исходили из того, что каждое имя собственное должно иметь десигнат (обозначаемое). Поскольку у мифологических персонажей десигната как реального объекта действительности не наблюдается, то их имена не могут быть собственными. Б. Рассел вообще отказывает таким словам как в каком-либо смысле, так и в статусе имени. Г. Рейхенбах, примиряя противоречие, вызванное тем, что такие слова существуют реально, вводит, помимо собственных и нарицательных, понятие еще одного класса имен — «имена вообще», only names.
Следует согласиться с Е. Гродзинским, который, анализируя эти позиции, утверждает, что семантическая классификация языковых фактов не может зависеть от факта существования во внелингвистической действительности объекта, обозначаемого данным языковым выражением, и что носители языка вообще могут иногда ошибаться на этот счет. Как аргумент в пользу этой позиции можно привести остроумное замечание С. Лема по сходному поводу: ангелы существуют, но не так, как существуют табуретки или даже облака. Принципиально важно для теонимики, что как Б. Рассел, так и Г. Рейхенбах фактически выделили имена мифических персонажей в особый класс слов — либо «не-имя», либо «имя вообще».
Другого типа возражения против выделения теонимов в отдельную лексическую группу можно встретить у некоторых лингвистов. Так, М. И. Привалова причисляет имена божеств к антропонимам — именам человека, лица. Однако в таком случае имена звероподобных божеств следовало бы, наверное, отнести к кличкам животных (зоонимам), солярных — к названиям звездного неба (астронимам или космонимам) и т. п. Подобное преувеличение лишь показывает, что нет знака равенства между человеческим коллективом и его пантеоном: это два смежных явления, из которых второе является как бы преломленным отражением первого. На этом основании выделяют мифонимию как своеобразный сектор ономастического пространства, который создан наподобие реальной его части и в котором особое место принадлежит теонимии и демононимии. Объектом изучения теонимики является целый комплекс вопросов, главные из которых — достоверность сведений о конкретных именах и названиях мифологических персонажей; статус собственного или нарицательного каждого из таких именований в разных диалектных и этнических зонах; взаимосвязи собственного и нарицательного в теонимии; взаимосвязи теонимии и антропонимии, функциональные отличия теонимов и антропонимов; выявление системных отношений в плане этимологии мифологических именований. Из смежных дисциплин теонимика прежде всего связана с антропонимикой, топонимикой, историей языка и диалектологией, мифологией, фольклористикой, этнографией, историей религии, историей и археологией.
Рассматривая мифологическую лексику под специфическим углом зрения ономастики, теонимика позволяет часто по-новому увидеть уже известные явления и, оставаясь самостоятельным разделом ономастики, может оказать существенную помощь другим наукам.
Литература:
1. Карпенко Ю. О. Про критерiї подiлу власних i загальних назв // Повiдомлення Украiнської ономастичної комiсiї if. Вип. 10. Київ. 1974.
2. Подольская H. В. О развитии отечественной топонимической терминологии // Развитие методов топонимических исследований. М., 1970.
3. Привалова М. И. Собственные имена и проблема омонимии // Вопросы языкознания. 1979. № 5.
4. Суперанская А. В. Общая теория имени собственного. М., 1973;
5. Grodzinshi Е. Zarys ogolnej teorii imion wtasnych. Warszawa, 1973.
6. Usener H. Götternamen. Bonn, 1886.
В статье использованы материалы из следующих источников:
1. Н.И. Зубов. Русская ономастика и ономастика России. М.: Школа-Пресс, 1994.
Закладки
Поиск по сайту:
История храмов, монастырей
Великий Новгород
Джонатан Свифт
Бен Джонсон
Плёс
Биографии
Петербург Достоевского
Новости истории и археологии
Изабелла I Кастильская
История Испании
Новости культуры и искусства
Томас Торквемада
Топонимика
Русский сарафан
Игнатий Лойола
Ономастика
Города
Архивы Казахстана
Федеральные архивы России
Региональные архивы России
Поэзия