Ономастика:
Агионимика
Агионимика
Агиони́мика — от греческого 'святой' и 'имя, название'; ср. агиография — жизнеописание святых. Очень часто агионим сопровождается вторым компонентом - определением, который по своей сути либо является редуцированным мифом, связанным с деятельностью святого, либо отражает его календарную приуроченность: Иоанн Креститель, Аграфена-купальница, Илья-пророк, Симеон Столпник, зимний Никола и т. п. Каждый агионим приурочен к определенному дню годового цикла, что отражается в святцах. Второй компонент имени позволяет различать одноименных святых.
В связи с церковными требованиями нарекать человека при крещении именем одного из святых, день которого совпадал с днем рождения человека либо был близок к нему в установленных пределах, агионимы оказали решающее влияние на формирование именника в христианском мире. Календарная привязка агионимов отразилась в богатой восточнославянской календарной фразеологии: у Евдокеи вода, у Егорья трава; с Петрова дня пожня (т. е. покос, косьба). Отсюда вообще один из активных источников фразеологизмов, содержащих в своем составе антропонимы.
С агионимами связаны и так называемые народные значения личных имен: Касьян на что ни взглянет — все вянет. В данном случае представления связаны с високосным годом, который считается тяжелым, а так как день св. Касьяна приходится на 29 февраля, то и признак «нехороший», «недобрый» переносится на носителя антропонима.
После принятия христианства на Руси агиографическими персонажами были вытеснены представления о некоторых языческих божествах (см. Перун, Волос, Мокошь). Можно предполагать и обратный процесс появления новых языческих именований в рамках бытового христианства (см. Антипка, Лннутка, Купала). Указанные особенности позволяют очертить агионимов как особую группу антропонимов — агионимию.
В связи с церковными требованиями нарекать человека при крещении именем одного из святых, день которого совпадал с днем рождения человека либо был близок к нему в установленных пределах, агионимы оказали решающее влияние на формирование именника в христианском мире. Календарная привязка агионимов отразилась в богатой восточнославянской календарной фразеологии: у Евдокеи вода, у Егорья трава; с Петрова дня пожня (т. е. покос, косьба). Отсюда вообще один из активных источников фразеологизмов, содержащих в своем составе антропонимы.
С агионимами связаны и так называемые народные значения личных имен: Касьян на что ни взглянет — все вянет. В данном случае представления связаны с високосным годом, который считается тяжелым, а так как день св. Касьяна приходится на 29 февраля, то и признак «нехороший», «недобрый» переносится на носителя антропонима.
После принятия христианства на Руси агиографическими персонажами были вытеснены представления о некоторых языческих божествах (см. Перун, Волос, Мокошь). Можно предполагать и обратный процесс появления новых языческих именований в рамках бытового христианства (см. Антипка, Лннутка, Купала). Указанные особенности позволяют очертить агионимов как особую группу антропонимов — агионимию.
В статье использованы материалы из следующих источников:
1. Н.И. Зубов. Русская ономастика и ономастика России. М.: Школа-Пресс, 1994.
Сравнить характеристики - пвх окна - выбрать конфигурацию.
Закладки
Поиск по сайту:
История храмов, монастырей
Великий Новгород
Джонатан Свифт
Бен Джонсон
Плёс
Биографии
Петербург Достоевского
Новости истории и археологии
Изабелла I Кастильская
История Испании
Новости культуры и искусства
Томас Торквемада
Топонимика
Русский сарафан
Игнатий Лойола
Ономастика
Города
Архивы Казахстана
Федеральные архивы России
Региональные архивы России
Поэзия